Автор: Даниил Силантьев, dk@apress.ru

Екатеринбург

"Деловой квартал" № 48 (620) от 24 декабря 2007 

Каждый год на рынке автоматизации бизнес-процессов можно охарактеризовать одной яркой чертой, будь то активный спрос на управленческие системы со стороны государственных и муниципальных органов власти или повальное увлечение зарубежными разработками и принижение качества отечественных программ. В 2007 г. рынок избежал явных перекосов. Особенностью этого года стал рост компетенции заказчиков и масштаба проектов. 

Как 1С победила мифы о своей отсталости
Почему специалисты по складской автоматизации ищут заказчиков за пределами региона
Сможет ли CRM превратиться в систему управления всем бизнесом 

Эксперты

Олег Агапов - директор компании «Альфа-Информ» 

Алексей Громозов - директор компании «Профит-Центр» 

Алексей Клевцов - директор компании «АСП-1С:Франчайзи» 

Екатерина Комарова - директор компании «Эрикос» 

Алексей Лейбман - руководитель департамента программных решений компании «Деком» 

Константин Тарташник - руководитель отдела внедрения «Прайм-1С-Екатеринбург» 

Денис Чессков - начальник отдела корпоративных продаж «Парус-Екатеринбург» 

Алексей Шуваев - руководитель отдела автоматической идентификации компании «ДатаКрат» 

Рынок автоматизации бизнес-процессов не просто один из ключевых для всего ИТ-сектора. Он отражает стадию развития и самой ИТ-отрасли, и того сектора, где внедряются решения. Чем больше современных информационных технологий используется в различных областях бизнеса, чем они сложнее и изощреннее, тем более конкурентоспособна вся экономика региона в целом. Нередко завершенные проекты автоматизации становятся единственным инструментом исследования состояния отрасли. 

1С догоняет ERP 

Для тех, кто внедряет системы, разработанные российской компанией «1С», 2007 г. стал знаковым. Если до сих пор продукт «1С» славился в основном масштабом распространения, то с этого года рассказы о системе на сотню рабочих мест перестали травить как анекдот. 1С не на словах, а на деле по сложности и размаху проектов активно вторгается в ту сферу, где раньше безраздельно властвовали решения западных разработчиков вместе с отечественными «Парусом» и «Галактикой». Хотя БОРИС НУРАЛИЕВ, директор компании «1С», не относит свои продукты к классу ERP-систем: «Мы не возражаем, если 1С будут считать в числе ERP-разработчиков», — заявил он в одном из интервью. 

По словам АЛЕКСЕЯ ГРОМОЗОВА, директора компании «Профит-Центр», на Урале общий уровень проектов на 1С за год заметно вырос. Сам «Профит-Центр» автоматизировал работу компаний, принадлежащих «Севуралбокситруде». Раньше они управлялись с помощью западных программ, но в этом году решили перевести их на более практичную платформу. На головном предприятии работает SAP R/3, в которой консолидируются все данные. Компания «Эрикос» пошла еще дальше. С ее помощью управление примерно сотней рабочих мест в «Свердловэнергосбыте» перешло от SAP к 1С. Энергетики вообще проявляли в этом году повышенный интерес к автоматизации. В частности, компания «Геософт» настроила тому же «Свердловэнергосбыту» бюджетирование на базе «Инталев: корпоративные финансы». 

Г-н Громозов отмечает, что интерес к 1С проявляют даже компании, всегда ставившие во главу угла статусность любого проекта. К примеру, в этом году 1С заработала в «Ауди Центр Екатеринбург». 

По словам ЕКАТЕРИНЫ КОМАРОВОЙ, директора компании «Эрикос», если раньше крупный проект на 1С насчитывал 30-40 рабочих мест, то теперь от 80: «Клиентов с такими потребностями становится все больше. Для нас это не только рост продаж, но и необходимость менять технологию внедрений, чаще оказывать консалтинговые услуги». Заказчики перестали относиться к 1С как к простой бухгалтерской системе и увидели в ней платформу по управлению всем бизнесом. КОНСТАНТИН ТАРТАШНИК, руководитель отдела внедрения «Прайм-1С-Екатеринбург», добавляет, что вырос не только масштаб проектов, но и компетенция заказчиков: «Бизнес заметно укрупнился, организуются новые холдинговые компании, к руководству приходят молодые команды топ-менеджеров, которые понимают автоматизацию как один из эффективных инструментов управления бизнесом. Заказчики готовы нести ответственность за успех проекта наравне с исполнителем. Руководители предприятий видят необходимость формализации бизнес-процессов и, как следствие, необходимость консалтинговой составляющей проектов автоматизации». Примером этих процессов может служить внедрение компанией «Прайм-1С-Екатеринбург» системы на Баранчинском электромеханическом заводе. Там, кроме типового для 1С функционала, встроили модули планирования в машиностроении, а это одна из самых сложных задач в автоматизации. 

И это не единичные примеры. Есть масштабные проекты и у других игроков. В частности, компания «РИЦ» автоматизировала работу Уральской сырьевой компании и компании «Уралэлектро», в информационной среде которой теперь работает 80 пользователей. 

Однако на рынке остаются небольшие и относительно свободные ниши. АЛЕКСЕЙ КЛЕВЦОВ, директор компании «АСП-1С:Франчайзи»: «Рынок смещается в сторону специализации и типовых решений. Разработка дополнительных модулей обходится дорого, и клиенты не всегда готовы за это платить. Тем более что сам продукт довольно хорош и покрывает почти все нужды заказчиков. Поэтому конкуренция между внедренцами в дальнейшем будет развиваться за счет специализации, и чем больше консалтинговых услуг способна оказать компания, тем лучше ее положение на рынке». Подобные примеры уже есть — «Крона КС» взялась за проекты по автоматизации бизнеса лизинговых компаний и за полтора года заключила пять контрактов в этой сфере, внедряя «Хомнет:Лизинг.Проф». 

ERP отходит к москвичам 

Рынок внедрения более «тяжелых и крупных» ERP-систем тоже активно развивался. В 2007 г. это было, скорее, достижением федеральных игроков. Компания «Интеллект-Сервис» внедряла систему Incadea (на базе MS Dynamics NAV) в автосалонах города — «УралФрансАвто» и «Авантайм». «ЗВЕЗДА софт» совместно с екатеринбургским «Акронимом» устанавливают MS Dynamics NAV на Уральском заводе резинотехнических изделий, «Ланит» получил контракт по внедрению MS Dynamics AX на мясокомбинате «Хороший вкус». Успехи уральцев выглядят скромнее. Например, «Парус-Екатеринбург» усовершенствовал свою систему в компании «Тизол», теперь там автоматизировано 50 рабочих мест. Вообще, по словам ДЕНИСА ЧЕССКОВА, начальника отдела корпоративных продаж «Парус-Екатеринбург», для отечественных ERP-систем сейчас актуальнее конкуренция с 1С, чем с западными разработками. 

Затишье в екатеринбургских компаниях специалисты объясняют длинным циклом продаж. Весь прошлый год уральцы активно заключали новые контракты и сейчас заняты работами по ним — нет мощностей, чтобы запускать новые проекты. Вероятно, их число сильно вырастет в следующем году. Компания «МАРТ-ИТ», разрабатывающая систему на базе MS Dynamics AX для «Уралэнергостроя» (главный подрядчик на строительстве БАЭС), завершила основные работы и теперь готова предлагать этот продукт всем крупным застройщикам, а кроме того, собирается активно продвигать MS CRM. Планы приобретения новых клиентов за пределами рынка электроэнергетики вынашивает и «ИТ Энерго-Консалт», работающий с системой SAP. 

Специалисты компании CIFT отмечают, что развитие компетенции заказчиков привело к появлению спроса на услуги внешнего консультанта при выборе и внедрении ERP. В то время как на Западе уже отдали предпроектный консалтинг на аутсорсинг, наши прибегают к помощи самих поставщиков. А это дополнительные риски, поскольку передача права выбора своей ИТ-службе тоже не означает, что решение будет принято объективно. В 2007 г. CIFT сделал такой проект для пермского автохолдинга «Машинный двор». 

Складская автоматизация готовится к рывку 

Сегмент автоматизации складского хозяйства развивался очень высокими темпами. Номинально число участников за год утроилось. К местному игроку «ДатаКрат» прибавились филиалы компаний «Солво» и «КОРУС Консалтинг» (официально еще не открыт). А вот число проектов росло медленнее. В Свердловской области «ДатаКрат» сейчас ведет работы только по автоматизации склада компании «Электроизделия» — остальные проекты находятся в Центральном и Северо-Западном округах. «КОРУС Консалтинг» летом завершил автоматизацию логистического оператора «Кинетика» и, по информации «ДК», в настоящее время выполняет проект в компании Brozex. Известно о том, что заключили контракт ANT Technologies и «КРЕДОС», «Парус» автоматизировал склад компании «ПакЛайн». 

Проектов в этом году не больше, чем в прошлом. По мнению АЛЕКСЕЯ ШУВАЕВА, руководителя отдела автоматической идентификации компании «ДатаКрат», причина тому — недостаток компетенций местных предприятий, управляющих складами: они, по сути, сдают в аренду площади, а не предоставляют логистические и складские услуги, потому и в автоматизации не заинтересованы. Торговые же сети, которые по планам должны были массово строить распределительные центры, на практике предпочитают вкладываться в запуск новых магазинов. «Ритейл задумывается об ИТ-решениях, только когда падает рентабельность. А она пока еще превышает рентабельность мирового уровня. Активно технологиями автоматизации складов и логистики интересуются дистрибьюторы, промпредприятия, у которых есть крупные склады снабжения производств. Они первыми будут генерировать основной спрос на нашем рынке, и только после них — уже ритейл», — констатирует г-н Шуваев. 

CRM берет на себя чужой функционал 

Напряженность словесных баталий и дискуссий по поводу эффективности и необходимости внедрения CRM-систем в этом году приутихла. Бизнес-сообщество уяснило место и роль системы управления отношениями с клиентами. CRM-функционал стал появляться почти по умолчанию во многих 1С-проектах. Растет число крупных внедрений. К примеру, осенью было анонсировано сотрудничество московской компании Soft Master и издательского дома «АБАК-ПРЕСС». С помощью столичных специалистов ИД планирует внедрить во всех своих коммерческих подразделениях Microsoft Dynamics CRM — это будет один из крупнейших проектов в стране. Только пилотное внедрение рассчитано на 50 рабочих мест. 

В целом же, считает ОЛЕГ АГАПОВ, директор компании «Альфа-Информ», на рынке выросли требования клиентов к базовому функционалу CRM-систем: «Заказчики все чаще приходят с готовыми и прописанными бизнес-процессами в сфере продаж, маркетинга и сервиса, четко поставленными задачами и критериями успеха проекта. Существенно снизилось количество проваленных проектов на рынке». Для компании «Альфа-Информ» крупнейшим проектом стало внедрение Terrasoft CRM на Уральском компрессорном заводе. Автоматизировано 50 рабочих мест, а стоимость доработок превысила цену самих лицензий. Это обусловлено тем, что функционал «залезает» на классический ERP. 

Агентство недвижимости «Метрополия» также выбрало Terrasoft CRM. Другое агентство недвижимости — «Восточное» — предпочло решение от компании NAUMEN. 

Одной из примет CRM-рынка специалисты называют повышение интереса к корпоративным call-центрам и их связке с прочими управленческими системами на фоне роста среднего чека и вообще размера компании-заказчика.

СЭД набирает обороты 

Рынок документооборота рос достаточно прогнозируемыми темпами. В этом году было заявлено о нескольких крупных проектах. Компания «Деком» завершила автоматизацию делопроизводства в филиале «Почты России», а АСП начала проект по внедрению СЭД в Пермской городской думе, компания «Метамодель» занялась проектом на Каменск-Уральском металлургическом заводе, а «ФИНЭКС-Качество» поставила документооборот в «Инженерный центр энергетики Урала» (1300 пользователей в системе Directum). АЛЕКСЕЙ ЛЕЙБМАН, руководитель департамента программных решений «Деком», констатирует, что растет спрос не просто на покупку СЭД, а на сопутствующие консалтинговые услуги: «Мы отмечаем увеличение обращений в компанию. Основная часть обратившихся становится реальными клиентами. Это значит, что обращения стали более осознанными, меньше стало любопытствующих». 

Активно рос спрос и на другие бизнес-системы, например на системы управления проектами. Компания CIFT осуществила проект по автоматизации на платформе Microsoft Project Server 2007 проектного офиса Сталепромышленной компании, который уникален еще и тем, что заказчиком выступила территориально распределенная компания с офисами как в России, так и за ее пределами.


Fatal error: Class 'CFormField' not found in /home/bitrix/shared/bitrix/templates/furniture_red/components/bitrix/news/publications/bitrix/news.detail/.default/template.php on line 95