Автор: Даниил Силантьев, dk@apress.ru

Екатеринбург

№ 45 (665) от 8 декабря 2008 

Цикл продаж на рынке систем автоматизации бизнеса иногда измеряется годами, поэтому заметных последствий финансового кризиса здесь в ближайшее время не ждут. Однако, судя по внедрениям 2008 г., уральские компании подготовились к встрече с экономическими трудностями. Наибольшей популярностью в течение года пользовались именно те системы, которые рекомендуется внедрять во время кризиса. 

Эксперты 

Олег Агапов - директор компании «Альфа-Информ» 

Алексей Громозов - директор компании «Профит-Центр» 

Екатерина Комарова - директор компании «Эрикос» 

Игорь Кузьмин - генеральный директор CIFT 

Андрей Меньшиков - директор компании «РУ-Систем» 

Алексей Оносов - директор компании «Юнисофт» 

Наталья Савукова - руководитель отдела продаж компании «АСП» 

Дмитрий Старков - исполнительный директор «ФИНЭКС Качество» 

Галина Фролова - директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург» 

Алексей Шуваев - директор компании «ДК-Эксперт»

Почему в 2008 г. мало крупных ERP-проектов?
Зачем компании взялись за автоматизацию складов?
Спасет ли от кризиса электронный документооборот за 500 руб.?
Зачем компании вновь тратят деньги на 1С? 

В некоторых случаях рынок информационных технологий способен служить лакмусовой бумажкой состояния экономики в целом. Когда бизнес уверенно смотрит в будущее и планирует свое развитие хотя бы в среднесрочной перспективе, начинают массово внедрять многофункциональные и дорогие ERP-системы, окупаемость которых рассчитана на годы. При этом топ-менеджмент готов идти на риск и перестраивать свой бизнес под требования ИТ-системы. Но как только появляются первые признаки нестабильности и предприятия теряют уверенность в завтрашнем дне, сразу прикрываются долгосрочные проекты, фокус переносится на небольшие и функциональные программы, которые дают результат здесь и сейчас, — системы электронного документооборота, CRM, call-центры, системы управления проектами. Эти продукты не требуют заметного вмешательства в основные бизнес-процессы. Судя по итогам 2008 г., уральские компании знали о финансовом кризисе еще в 2007 г. и весь год готовились к нему.

CRM встал на поток 

ОЛЕГ АГАПОВ, директор компании «Альфа-Информ» (которая несколько лет занимается внедрением CRM-систем), в этом году практически отказался от расходов на рекламу, продвижение, телемаркетинг и т. д. Зачем все это, если активные продажи не нужны. Спрос постоянно растет вместе с повышением уровня зрелости рынка. Г-н Агапов: «Заказчики стали четко осознавать, для чего им нужен CRM и как они его будут использовать. Никакого пиетета перед этими тремя буквами уже нет — есть отношение как к привычному рабочему инструменту. С помощью CRM компании нередко делят свой отдел продаж на два цеха — привлечения клиентов и их обработки. Причем все процессы поставлены как на конвейере: каждый отвечает за свою операцию и делает ее максимально эффективно». Если раньше средний проект по внедрению CRM был связан с большой работой консультантов, переделками системы под клиента, то сейчас уже много типовых и стандартных решений, которые по факту оказываются для заказчика ничуть не менее эффективными, чем штучные разработки.

 В этом году «Альфа-Информ» на базе платформы Terrasoft автоматизировал работу НПО «Промэк», компании «Автострада», газеты «Городские вести» (Ревда) и ИД «ЮНИВЕР ПРЕСС». Другой издательский дом, «АБАК-ПРЕСС», с помощью московской Soft Master ведет внедрение CRM-системы от Microsoft, которое обещает войти в десятку крупнейших в стране. На базе Microsoft Dynamics CRM компания «ФИНЭКС Качество» автоматизировала работу компании «Рэк Маунт Систем». 

Документооборот пошел валом 

В сентябре в Екатеринбурге завершилось развертывание системы электронного документооборота (СЭД) в «Уралсвязьинформе» на базе платформы EMC Documentum. Система, внедренная компанией «КОРУС Консалтинг», стала одной из крупнейших в отрасли телекоммуникаций (3 тыс. рабочих мест). Однако для рынка СЭД такое внедрение в общем-то нетипичное: в нынешнем году предприятия старались получить максимальную эффективность с минимальными затратами. Лучше всего эту тенденцию уловили в екатеринбургской компании «Финансовый интеллект», которая в момент нарастания напряженности в экономике выпустила на рынок недорогую и узкоспециализированную систему (при стоимости около 500 руб. за рабочее место она всего лишь отслеживает исполнительскую дисциплину, копит данные, кто и когда отчитался по выданным заданиям). Аналитики пророчат таким продуктам светлое будущее, поскольку у них наилучшее сочетание цены и качества для кризисного времени.

 Хватало в этом году и продуктов среднего уровня. «ФИНЭКС Качество» поставила СЭД Directum в торговую компанию «ОЛМИ», где интегрировала ее с системой управления проектами. На первом этапе автоматизировали юридический отдел и службу маркетинга, в следующем году планируется подключить к системе все подразделения.

ДМИТРИЙ СТАРКОВ, исполнительный директор «ФИНЭКС Качество»: «Мы видим, как заказчики откладывают внутренние проекты, чтобы завершить развертывание систем электронного документооборота и CRM, поскольку чувствуют, что они сейчас дают больший эффект, чем любые другие инвестиции». Даже в банковском секторе, где напряженность проявилась в первую очередь, проекты по СЭД не заморозили. В этом году специалисты «ФИНЭКС Качество» внедрили Directum в Уралприватбанке, а компания «Юнисофт» — в банке «Кольцо Урала». АЛЕКСЕЙ ОНОСОВ, директор компании «Юнисофт», отмечает, что заинтересованность в СЭД проявляют практически все отрасли. Например, в этом году «Юнисофт» завершил подобные проекты для логистического оператора «Кинетика» и торговой компании «Юнилэнд».

Системами электронного документооборота стали активно интересоваться не только коммерческие предприятия, но и органы власти, и бюджетные организации. В этом году началось внедрение информационной системы на базе продуктов OpenText в Тюменской областной думе. В 2009 г. аналогичную систему запустят в Законодательном собрании Свердловской области. В ней будет работать 130 человек (один из крупнейших проектов автоматизации подобного типа в стране). По словам АНДРЕЯ МЕНЬШИКОВА, директора компании «РУ-Систем», которая участвует в этом проекте, Уральский регион служит положительным примером внедрения информационных технологий в правотворческой деятельности. «По уровню использования ИТ наши законодатели занимают ведущие позиции даже в сравнении с федеральными органами власти», — резюмирует г-н Меньшиков. 

Складская автоматизация пошла в массу 

До сих пор год, на который приходилось одно-два внедрения по автоматизации складов, считался довольно урожайным. В 2008 г. число таких проектов удвоилось. Весной компания «КОРУС Консалтинг» заключила два договора на внедрение WMS (warehouse management system) со складскими операторами LogoLux и «ЛогИнУрал», арендующими площади на территории индустриального парка «Пышма». В обоих случаях заказчики выбрали систему Manhattan Associates, которая будет сопряжена с учетными системами 1С 7.7/8.1. А в ноябре «КОРУС Консалтинг» завершил автоматизацию складского хозяйства компании BROZEX (Березовский) — ей необходимо было увеличить пропускную способность своего склада. Теперь система Manhattan управляет хранением 20 тыс. наименований товаров на площади 10 тыс. кв. м. Всего с информационной системой работают 68 человек.

Березовский в этом году переживает явный взлет автоматизации логистики. Там же завершились работы по автоматизации склада торгового дома «Электроизделия» на базе системы INFOR WM, которую внедрила екатеринбургская компания «ДК-Эксперт» (дочернее предприятие компании «ДатаКрат»). Система работает не только в центральном распределительном центре организации, но и во всех девяти филиалах. В ней задействовано около 80 пользователей. Особенностью внедрения стало большое количество аналитических модулей, востребованных руководством компании. Разработанные отчеты показывают размещение групп товаров на складе, количество выполненных складских операций за любой промежуток времени в разрезе работников склада, движение товара и т. д. Кроме того, сотрудники «ДК-Эксперт» в этом году закончили внедрение системы DKLink Pro, которая отвечает за маркировку, учет движения и размещения металлических слитков на Северском трубном заводе.

Как уточняет АЛЕКСЕЙ ШУВАЕВ, директор компании «ДК-Эксперт», спад производства еще не отразился серьезным образом на логистике, поскольку сейчас наблюдается отложенная реакция. Основные товаропотоки на Урале продолжают идти прежними темпами. И хотя РЖД уже констатировали замедление товарооборота по региону, логистические операторы еще не ощутили этого в полной мере. 

1С стремится к управлению 

На рынке 1С каждый год не похож на предыдущий. То все франчайзи заняты настройкой бухучета в бюджетных организациях, то переходом с версии 7.7 на 8.0. По словам ЕКАТЕРИНЫ КОМАРОВОЙ, директора компании «Эрикос», основной тенденцией 2008 г. стало изменение представлений о системе: «Раньше 1С воспринимали исключительно как учетную систему для автоматизации бухгалтерии. Теперь все чаще о ней говорят как о системе управления бизнесом. У нас в продажах растет доля консалтинга. Мы своих сотрудников учим уже не столько программированию, сколько формализации бизнес-процессов». Поэтому у многих компаний, специализирующихся на 1С, растет доля крупных проектов. Например, «Эрикос» в этом году завершил автоматизацию «Регионального Центра Металлопроката». Проект, рассчитанный почти на 90 рабочих мест, затронул практически все стороны управления предприятием — от расчета зарплаты до управления продажами. Были крупные внедрения и у других франчайзи. Так, компания «АСП» в июне закончила автоматизацию в «Стройкомплекте» (80 рабочих мест): во главу угла ставили задачу управления бизнесом, а не бухгалтерские расчеты. По той же схеме проходило взаимодействие «Регионального информационного центра» и «Уралэлектро» (автоматизировано 70 рабочих мест).

Компания «Прайм-1С-Екатеринбург» сотрудничала с Баранчинским электромеханическим заводом — это один из немногих примеров автоматизации на данной платформе, когда в расчет себестоимости продукции включают буквально каждый винтик. ГАЛИНА ФРОЛОВА, директор «Прайм-1С-Екатеринбург»: «На крупных предприятиях бывает просто невозможно подсчитать, где какой болтик использовали. Затраты на содержание штата учетчиков превысили бы весь экономический эффект такого учета. Для принятия управленческих решений руководству предприятия на начальных этапах достаточно было знать структуру фактических затрат по цехам».

В целом франчайзи не ждут большого снижения спроса на 1С. НАТАЛЬЯ САВУКОВА, руководитель отдела продаж компании «АСП»: «Потребность клиентов в автоматизации бизнеса не стала ниже, люди просто тяжелее расстаются с деньгами. Компании по-прежнему готовы покупать и внедрять программы, но при условии понимания того, на что потратят деньги и в каком количестве». АЛЕКСЕЙ ГРОМОЗОВ, директор компании «Профит-Центр», полагает, что кризис пойдет на пользу 1С — предприятия, которые раньше хотели внедрять западные системы, теперь чаще будут обращаться к отечественным разработкам, поскольку стоимость внедрения может отличаться в разы. 

ERP-системы отошли в тень 

Ежегодный обзор внедрений впервые не связан с большим числом проектов на базе западных ERP-систем. Представители компаний-интеграторов утверждают: это объясняется не столько снижением активности и спроса, сколько тем, что проекты стали серьезнее, а значит, занимают больше времени. В 2008 г. только «Интеллект-сервис» отрапортовал о внедрении системы Incadea (специализированное решение для автодилеров) в компании «Авантайм».

В дальнейшем таких проектов больше не станет. В течение ближайшего полугода завершатся работы по внедрениям, начатым в 2007-2008 гг. (ожидается запуск трех-четырех ERP-систем SAP и Microsoft Dynamics). Почти все новые контракты и тендеры заморожены. Предприниматели ждут прояснения экономической ситуации, перед тем как вкладывать деньги в дорогостоящие проекты по автоматизации. ИГОРЬ КУЗЬМИН, генеральный директор CIFT, ожидает, что корректировка ИТ-бюджетов коснется всех сегментов ИТ-рынка: «Теперь заказчики будут ориентированы в большей степени на оптимизацию ресурсов предприятия. В связи с этим спрос сдвинется в сторону систем управления проектами (оптимизация материальных, финансовых, человеческих ресурсов), автоматизированных информационно-аналитических систем (снижение затрат на принятие управленческих решений), развития систем удаленной работы (сокращение затрат на аренду, оплату труда) и т. д.».

По рынку эта тенденция уже видна. В частности, растет число внедрений систем управления проектами (СУП). К примеру, CIFT запустил СУП на базе программного продукта Microsoft Project Server. Несколько масштабных проектов в сфере энергетики компания «ПМСОФТ» провела на платформе Primavera.

Рынок за год все равно вырастет — пусть не на привычные 25%, но на 10%, прогнозируют эксперты. Многие компании успели вложиться в автоматизацию и почувствовать выгоду, а значит, и им, и автоматизаторам кризис удастся пережить легче.


Fatal error: Class 'CFormField' not found in /home/bitrix/shared/bitrix/templates/furniture_red/components/bitrix/news/publications/bitrix/news.detail/.default/template.php on line 95